Адрес: Санкт-Петербург, П.С., ул. Лахтинская, дом 26     Телефон: Номер мобильного телефона: +7 (921)-643-3970

Тренинг тренеров Тренинг бизнес-тренеров      Обучение психологов Обучение психологов       Харизма в архетипах Харизма в архетипах      Кинотерапия Кинотерапия       Корпоративные тренинги Корпоративные тренинги

Харизма

Статья опубликована в "Психологической Газете" , октябрь, 2003 года

Надежда Прокофьева

Тема харизмы возникла сначала в среде политической, затем естественным образом захватила умы бизнесменов, - само слово стало модным и интригующим, многие желают харизмой обладать. Власть, Владеть, Иметь, Имя…- незамысловатый ассоциативный ряд приводит к мысли о Личности, имеющей это право и возможность, - которая права, знает об этом и может… Сложно сказать, что - в начале этого ряда, и где размыкается круг. Власть ли усиливает притягательность и значимость, подтверждает правоту и потенцию Личности, или сама Личность творит, рождает, позволяет проявиться силе, мощи, страсти Власти, - наверное, это взаимодополняющие и неразрывно связанные процессы.

Харизма - мощная, порой страшная, сила, до сих пор не до конца исследованная, - на сегодняшний день существует более 60 её научных определений. Использование именно этого термина обусловлено тем, что в русском языке ему нет точного аналога, - наиболее близко по значению слово "обаяние" (очарование, притягательная сила). Помимо магнетического "притяжения" харизмат обладает еще и собственным "излучением", он в состоянии оказывать на окружающих мощное влияние, почти гипнотическое, "наводить чары", вызывая в своих последователях неосознанное стремление подражать, следовать, подчиняться воле харизматического господина.

Само слово "харизма" пришло к нам из Древней Греции, где единственным его значением было "подарок". Первые христиане использовали его в расширенном значении: "искра, дар Божий". "...Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, иному вера, иному дары исцелений… Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо" (1Кор.12.1-11.)

Со временем слова изнашиваются, меняют своё значение, забываются… В двадцатом веке появляется человек, давший слову "харизма" второе рождение и новый смысл. Немецкий политолог, социальный психолог, страстно стремящийся в политику, но не реализовавшийся как государственный деятель, известный ученый Макс Вебер, посвятивший свою жизнь исследованию феномена власти, вводит в политический обиход новый термин и новое определение: "Харизма, - незаурядное качество личности, благодаря которому она воспринимается как сверхъестественная, исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других и признаваемая достойной роли "Вождя".

С этого момента в сознании людей харизма прочно связана с понятием власти и лидерства. Выдающиеся лидеры политических, религиозных движений, оставшиеся в памяти потомков, обладали огромной личной харизмой, сила их личности была настолько велика, что окружающие ощущали на себе "магические" силы притяжения, противостоять которым они не могли, да и не желали. Г.Лебон, описывая харизму Наполеона, приводит слова генерала Вандамма, "революционного вояки, грубого и энергичного: "… этот человек (Наполеон) производит на меня такое обаяние, в котором я не могу отдать себе отчета, и притом до такой степени, что я, не боящийся ни Бога, ни черта, приближаясь к нему, дрожу, как ребенок; и он бы мог заставить меня пройти через игольное ушко, чтобы затем бросить меня в огонь".

Некоторые из харизматов (Будда, пророк Муххамед) действительно приобрели божественный статус. Иные, как Жанна Д`Арк, сгорели на кострах. Государственные деятели, обладающие харизмой, творили историю, заставляя исследователей задумываться о роли личности, являясь при жизни родоначальниками новых "культов", перекраивая судьбы людей и государств. Отечественная история XX только века предоставляет нам множество ярких образцов харизматических вождей, - В.Ленин, И.Сталин, М.Горбачёв…

В концепции Макса Вебера харизматом считается любой человек, способный воздействовать на толпу, "массу", передавая ей большой эмоциональный заряд. Считается, что толпа людей по своим качествам схожа со стаей диких животных, она опирается не на доводы рассудка, а на эмоции, и, как следствие, в ней не существует присущих человеческому обществу понятий добра и зла, морально-этических принципов.

Американский философ Эрик Хоффер, исследующий природу массовых движений, так иллюстрирует способ воздействия лидера на массу: "Истинноверующих всегда убеждают искать истину сердцем, а не разумом. Рудольф Гесс, принимая в 1934 году присягу от членов нацистской партии, призывал своих слушателей: "Не ищите Адольфа Гитлера умом; вы все найдете его силой ваших сердец."

Совершая жестокие действия, толпа склонна оправдывать их своей собственной, действующей на данный момент времени и в данном конкретном месте, нравственностью, придавая черты героизма бессмысленным, зверским, нечеловеческим по своей жестокости поступкам. Вебер описывает этику убеждения, свойственную харизматическому лидеру, наделяя его ответственностью "лишь за то, чтобы не гасло пламя чистого убеждения", "разжигать его снова и снова - вот цель его поступков".

…Однако, время не только истощает слова, но и наделяет их новыми смыслами, и новый век реанимирует забытое слово уже в среде людей бизнеса, работающих не с массовым, а групповым сознанием. Конкуренция заставляет искать всё новые и новые способы укрепления своих позиций на рынке, обогащать средства управления людьми, обращаться к творческим методам ведения бизнеса и усиливать личное влияние на сотрудников и деловых партнеров. Время сверхприбылей проходит, заставляя коммерсантов обращаться к принятым на цивилизованных рынках способах зарабатывания денег. Сегодня уже не достаточно только компетентности и деловой хватки, - именно обаяние, при прочих необходимых условиях, помогает коммерсанту легче добиваться успеха в проведении переговоров, получать лучшие условия и большие привилегии.

Кроме того, харизматические качества руководителя позволяют ему реже сталкиваться с конфликтами в своем коллективе, - помните рекламу: "Наш начальник - такой душка!!! "С сегодняшнего дня работаем без выходных! - Ну, надо, так надо".

Есть даже фирмы, сотрудники которых годами безропотно работают "за идею", не увольняясь и высоко оценивая качество "атмосферы", а на вопрос, что держит их, отвечая: "Вам не понять…"

За подобными характеристиками фирмы неизбежно читается наличие харизмической личности во главе, сумевшей убедить людей в правильности выбранного ими пути, перестроить их системы ценностей таким образом, чтобы сотрудники на первое место ставили не фактор материального стимулирования, а нечто другое.

Безусловное требование успешности, - профессионализм. Мастерство вызывает заслуженное доверие, однако этого недостаточно. Успешность подразумевает наличие не только профессионального признания, но и популярности, - народной любви. Сотни лет народ скандирует: "Хлеба и зрелищ". Дав своим сотрудникам "хлеб", харизмат формирует у них потребность в пище для души. Люди любят новое, им хочется новых дорог, свежих впечатлений, - и это важный мотив, удовлетворяя который, можно увлечь за собой, приобщить к духовным ценностям и повести свою "паству" к ее собственным открытиям, дать направление, инициировать начало осознанного личностного развития. Невозможно быть лидером, не будучи харизматом, в основе харизмы лежит способность (и потребность) к действию, творчеству, акту. Позволить себе действовать может лишь очень смелый человек. Способность желать и иметь смелость осуществлять свои желания неминуемо притягивает окружающих на биологическом уровне, вызывая в них стремление следовать за ним.

Понятие харизма связано в нашем сознании со словом власть, харизматические лидеры увлекают за собой свиты последователей, а харизматические звезды владеют сердцами поклонников. Харизма пользуется спросом и популярностью - можно сделать себе временную харизму, - например, на период предвыборной компании, или "подкачать" ее на тренинге технологий для того, чтобы получить продвижение по службе, удачно выйти замуж - да мало ли для чего она может сгодиться? Жаль лишь, что натренированная псевдохаризма не прививается надолго, и последователи, разлюбившие своего кумира, никогда к нему не вернутся, сколько имидж не меняй. Харизма - это про любовь. Может быть до гроба, а может - на сезон, - каждый выбирает сам.

Политтехнологи и PR-специалисты знают несложные способы формирования харизматического имиджа своих заказчиков. Если нет возможности (времени/желания) усилить личную харизму, можно создать временную, псевдохаризму. "Сделанная" харизма может быть хорошим инструментом в деле налаживания внешних связей, в разовых акциях, призванных упрочить позитивный имидж организации или отдельной личности. Она хороша в вопросах воздействия лидера на массу, но моментально развеивается при личностном контакте. Её невозможно использовать во внутренних коммуникациях, а для лидера, ориентированного не только на сегодняшний день, но и на будущее, это более важно, - ведь именно внутренний имидж руководителя является основой для формирования нужного имиджа компании в целом. Известно, что "характер" организации выстраивается на основе личных черт ее руководителя. Чем более привлекательно первое лицо компании, тем более притягательна она для потребителей ее услуг, товаров, рабочих мест. Видимо, именно этим фактом и вызван сегодняшний интерес деловой элиты к феномену харизмы.

Современное звучание слова "харизма" содержит в себе помимо социологического аспекта взаимодействия "массы" и "вождя" также и психологический, коль скоро речь идет об усилении личностной силы, личного обаяния, магнетизма. Люди, занимающиеся самопознанием, постепенно расширяют свои возможности, разжигая в своей душе "искру Божью", становятся богаче духовно. Существует масса техник, практикуя которые, человек в состоянии повысить уровень энергии. Это издревле известные человечеству технологии, позволяющие управлять собственным состоянием, овладевая попутно всё новыми возможностями, - как физическими, так и духовными. А это неизбежно сказывается на харизме, раскрывая и усиливая её, заставляя блистать все новыми гранями.

Существуют различные уровни проявления харизмы, она может носить различные черты. Она может работать на уровне негатива, эпатажа или шутовства, собирая вокруг такого харизмата соответствующих последователей, либо на уровне позитива, Большой Личности, за которой устремляется всё светлое и лучшее в нас, которая действительно способна изменить мир к лучшему. Там, где мерцает свет божественной искры, вы не увидите ничего похожего на атомный взрыв, - истинная харизма увлекает незаметно, манит и очаровывает, притягивая надолго, превращая неясные надежды в преданную любовь, а потом и в веру. Харизма возможна там, где человек начинает творить, - следуя собственному пути, становясь со-Творцом, вдохновляемый высокими идеями, побуждаемый глубинными, не всегда объяснимыми желаниями, влекомый личной миссией.

Сегодня различные психологи предлагают своё видение харизмы, используя авторские технологии для развития тех или иных её граней. В числе ведущих тренеров, разрабатывающих тему харизмы - известные психологи, такие как Родислав Гондопас, Александр Сосланд и другие. Пройти харизматический тренинг сегодня можно в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Самаре, Новосибирске. Объединяет различные программы то, что все они связывают увеличение личного обаяния с ростом социальной эффективности. Результат любой из предлагаемых программ - личностный рост, активизация незадействованных ресурсов, усиление личного влияния.

Чаще всего, интересуясь программой этого тренинга, люди высказывают сомнение - можно ли за три дня научить человека быть привлекательным, искусственно сделать его личность притягательной для других. Ответом на это может быть предложение исследовать проявления харизматической энергии в себе и окружающих, - и если не научиться "технологии" разжигания в собственной душе внутреннего огня, то хотя бы коснуться этой загадочной силы, научиться распознавать ее, с тем, чтобы осознанно наслаждаться явлением прекрасной "божественной" возможности, скрытой до поры, но присущей, на мой взгляд, каждой человеческой душе. Сила тренинговой работы и состоит в том, чтобы "запустить" механизм, дать направление, в котором человек мог бы развиваться самостоятельно.

Основная задача тренинга - найти ключи собственной привлекательности, используя их сознательно, научиться корректировать свой имидж. Для этого требуется развить в себе, среди прочих, способность к гибкому поведению и лояльности, артистическую смелость и быстроту реакции, умение оправдывать необычные обстоятельства, - те навыки, которые необходимы хорошему актеру. Именно поэтому каждый тренинг "Харизма" похож на театральное действие, - уникальный спектакль, сюжетная линия которого выстраивается совместными усилиями участников, насыщая содержание их идеями. Живое творчество создает магическую атмосферу, игра дарит радость свободы, с сильными чувствами из глубин поднимается дополнительная энергия, а с ней и личностный материал. Сексуальность, любовь, агрессия, - темы, неизбежно сопровождающие явление харизмы. Траектория тренинга - спираль, постепенно, от наработанных способов поведения через неуверенность, страхи и самоосознание, энергия "раскручивается", проводя участников через новые витки открытий, увлекая расширяющимися возможностями.

Смелость желаний и искренность в самовыражении - первые шаги к развитию индивидуальной харизмы. Четкое осознание собственных целей и способность с помощью личной харизмы донести их суть до окружающих - первые шаги к становлению лидерских способностей и успеху.

Прокофьева Надежда - организационный консультант, психолог, директор фирмы "Советник-Н"

ПСИХОТЕРАПИЯ


Расписание работы КМ

Обучение психологическому консультированию 

Харизма в архетипах

Харизма в архетипах

Тренинг тренеров: видеопрезентация


Тренинг тренеров Тренинг бизнес-тренеров       Обучение психологов Обучение психологов         Харизма в архетипах Харизма в архетипах        Кинотерапия Кинотерапия       Корпоративные тренинги Корпоративные тренинги

Яндекс цитирования