Адрес: Санкт-Петербург, П.С., ул. Лахтинская, дом 26     Телефон: Номер мобильного телефона: +7 (921)-643-3970

Тренинг тренеров Тренинг бизнес-тренеров      Обучение психологов Обучение психологов       Харизма в архетипах Харизма в архетипах      Кинотерапия Кинотерапия       Корпоративные тренинги Корпоративные тренинги

Если сломался ценный кадр

Статья опубликована в журнале "ПЕРСОНАЛ. Бизнес Без Проблем", май 2002
Надежда Прокофьева

Одним из методов оценки личностного потенциала персонала является социально-психологический тренинг. В процессе тренингового взаимодействия хорошо выявляются такие качества, как предприимчивость, способность к творчеству, умение оперативно принимать решения по достижению поставленных целей, лидерские качества, способности к анализу, самооценке, организаторской деятельности, гибкость мышления… Кроме прочего также проявляет себя возможность человека адаптироваться к новым ситуациям, склонность к инновациям и нестандартным решениям. Также диагностируется уровень конфликтности как группы в целом, так и отдельной личности. Клиент, обращающийся к специалисту с заказом на тренинг, помимо непосредственно обучения своих сотрудников, ждет также и оценки каждого из них, а также рекомендаций относительно дальнейшего развития их карьеры, а также разработки шагов, позволяющих улучшить внутригрупповое взаимодействие.

Однако, появляются уже руководители, посылающие людей на тренинг с сознательной целью - восстановить силы. На мой взгляд, это новая позитивная тенденция. Если раньше руководитель желал научить и изучить своих сотрудников для того, чтобы максимально использовать их потенциал, то теперь появляется понимание того, что активное проявление способностей человека имеет свои границы, что нельзя бесконечно собирать урожай с одного поля, не ухаживая за ним.

Возможно, это связано с тем, что многие на своем опыте узнали, что такое эффект выгорания, когда "ломается" самый ценный "кадр", когда понимаешь, что с твоим подчиненным происходит какая-то беда - без явных причин, "на ровном месте". Когда перспективный сотрудник, образец для подражания, "герой фирмы", вдруг пишет заявление об уходе, или, хуже того, начинает саботировать работу, конфликтовать, или все больше и больше увеличиваются по времени его "Задержался!", и опоздания его становятся при этом регулярными… Руководитель видит, что теряет ценного сотрудника, но беспомощно наблюдает за процессом, поскольку стандартные меры воздействия - давление, поощрение, манипуляция, - не дают никакого эффекта.

За последние три месяца у меня была целая серия "уставших" клиентов, а также несколько руководителей, не знающих, как поступить с сотрудником, который вдруг перестал отвечать требованиям работы в организации. Кроме того, я заметила, с каким удовольствием и благодарностью участники бизнес-тренингов принимают медитативные упражнения, еще некоторое время назад вызывавшие недоверие, скепсис и даже раздражение.

Конечно, речь идет о стрессе. При этом синдром хронической усталости имеет отношение к его заключительной стадии. Напомню, что стрессовое состояние человека делится на три ярко выраженных этапа:

1) ожидание стрессового события (и связанные с ним волнение и страх),

2) затем наступает непосредственно факт травмирующего события (и сильные негативные эмоции, позволяющие его пережить - агрессия, гнев, обида, стыд),

3) а затем следует состояние вынужденной релаксации, когда организм требует восстановления (при этом человек чувствует сильную психическую и физическую усталость, эмоциональное "оцепенение", заторможенность когнитивных процессов, ухудшение памяти и т.д.)

Синдром хронической усталости, которому подвержены наши сотрудники, (и наши соотечественники вообще) осложняется еще и тем, что люди непрерывно находятся под воздействием всех трех стадий одновременно, поскольку стресс следует за стрессом, а отсутствие возможностей для восстановления еще больше ослабляет защитные механизмы организма.

Что может явиться причиной стресса для сотрудника коммерческой организации? - Это и любые общеорганизационные проблемы, и неопределенность положения человека в компании (нововведения, изменения в количественном и качественном составе коллектива), и сверхурочные, и неудобные часы работы, карьера, перспективы служебного продвижения, зарплата, и авторитарный стиль руководства; и манипулирование, принятое в организации - как в отношениях "руководитель-подчиненный", так и между сотрудниками, конфликты, личные проблемы и т.д. Т.е., если обобщить, то можно сказать, что стрессовое состояние вызывается несоответствием насущных потребностей человека и его реальных возможностей.

Можно, конечно, попытаться изменить условия труда, хотя далеко не часто есть реальные возможности для этого. Можно просто уволить "выработавшегося" сотрудника, но где найти другого - такого же компетентного, - а ведь еще живо в памяти искреннее восхищение его успехами. И еще четко осознается та польза, которую он уже принес фирме. В результате руководитель оказывается в ущемленном положении, выплачивая зарплату человеку, который не способен в данный момент ее отработать.

Создается сложная ситуация, где задействованы чувства, расчет, эмоции, взаимные претензии, - и все основания для нездоровых манипулятивных отношений.

Сейчас приходит понимание того, что можно научить человека справляться со стрессом и его последствиями. Работа руководителя или менеджера по персоналу с сотрудниками и подчиненными не должна сводиться к формальным процедурам, поскольку это слишком дорого стоит. Дешевле вложить средства в уже имеющегося специалиста, чем найти, обучить и воспитать сообразно нуждам и культуре организации полноценного нового.

Кроме оценки потенциала сотрудника и его ценности для организации на настоящий момент, есть еще и другие возможности - коррекция его психофизического состояния для оптимального использования его сил и способностей в будущем. Средства для этого известны и доступны. Это и участие сотрудников в релаксационных тренингах, и индивидуальная работа с психологом, и проведение оздоровительных процедур и ритуалов внутри организации. И простое изменение отношения руководителя к подчиненному - от безответственного потребления к сотрудничеству.

Прокофьева Надежда - организационный консультант, психолог,

директор компании ЗАО "Советник-Н"

Харизма в архетипах - открыт набор в новую группу!

ПСИХОТЕРАПИЯ


Расписание работы КМ

Обучение психологическому консультированию 

Харизма в архетипах

Харизма в архетипах

Тренинг тренеров: видеопрезентация


Тренинг тренеров Тренинг бизнес-тренеров       Обучение психологов Обучение психологов         Харизма в архетипах Харизма в архетипах        Кинотерапия Кинотерапия       Корпоративные тренинги Корпоративные тренинги

Яндекс цитирования