Адрес: Санкт-Петербург, П.С., ул. Лахтинская, дом 26     Телефон: Номер мобильного телефона: +7 (921)-643-3970

Тренинг тренеров Тренинг тренеров      Обучение психологов Обучение психологов       Харизма в архетипах Харизма в архетипах      Кинотерапия Кинотерапия       Корпоративные тренинги Корпоративные тренинги

Гильгамеш: гениальный герой

Гильгамеш Я решила написать о гениальном человеке, который по характеру своей жизни и своих мотивов никак не дотягивает до сверхчеловеческой планки, однако в итоге совершил сверхчеловеческое гениальное деяние. И это мои размышления по поводу психологической сути подвига и пути героя. О слабостях (а не о гордости), о нелепостях (а не о тщательно выверенном плане), о парадоксальности пути становления героической личности (а не о популярной психологии лидерства).

Этот человек одновременно злит меня и умиляет, разочаровывает и вдохновляет. Это, несомненно, герой. Хотя, если бы я была членом какого-нибудь жюри, то мне пришлось бы прорываться сквозь свои сомнения относительно способа совершения его подвига. Пусть он и считается самым первым героем человечества, мне самой пришлось долго осмыслять его историю, прежде чем внутренне я признала его героизм. Видимо, от того, что во мне самой есть надежды на то, что ему, по человеческим меркам, можно было бы быть лучше - по-умнее, по-мудрее, по-грандиознее, по-гуманнее. Но Гильгамеш, действуя зачастую примитивно, грубо и опрометчиво, и подтверждая тем самым свой статус обычнейшего человека (как женщина, глядя на него, я внутренне восклицаю: "Мальчишка!", как человек с университетским образованием: "Невероятно примитивен", как ровесница: "Инфантильный придурок!"), тем не менее умудрился совершить высочайший и трогательнейший Подвиг. И я ставлю ему зачет. И восхищаюсь. И радуюсь - за него и за всех нас. И за себя ))

Так вот. Гильгамеш был царем шумерского города Урук, который располагался в Междуречье. Дело было около пяти тысяч лет назад. И у него была гигантоманийная идея-фикс - оградить свой город великой стеной. На эту стройку века он бросил силы всего мужского населения города, беспощадно эксплуатируя свой народ. Кроме того, Гильгамешу нравилось пользоваться своей безраздельной властью и в отношении женщин города, которых он брал силой для своих сексуальных утех, невзирая на их семейный статус и наличие ответного желания.

Такой стиль управления вызвал недовольство в народе, и люди обратились к богам, чтобы те умерили бесчинствующий пыл правителя. Боги откликнулись на просьбу и создали Энкиду, - двойника Гильгамеша, равного ему по силе. Замысел состоял в том, что встретившись с Энкиду, Гильгамеш вступит с ним в схватку и в условиях равенства сил этот бой будет продолжаться вечно, и это отвлечет внимание амбициозного царя от других его задумок.

Так и вышло. Энкиду оказался абсолютным чудовищем - диким, не обученным социальным манерам, страстным, сексуально-неутомимым и привыкшим получать от жизни все, что ему заблагорассудится. Да, он был очень похож на Гильгамеша, но был его карикатурной копией, дикарем в прямом смысле этого слова. Поначалу. А потом все развернулось так, как и было задумано богами. 

Гильгамеш и Энкиду

Они встретились. Они вступили в бой. И ни один не мог победить другого. Однако, в противовес планам  богов и народа Урука, бой этот был недолог. Признав равенство сил соперника, два героя перестали драться, остановились, посмотрели друг друга и - обнялись! Они стали неразлучными друзьями и даже названными братьями!

Я не буду описывать их "подвигов", - они наивны и сомнительны, - а также и всех перепетий этой истории, о них можно прочитать в аккадском эпосе "О все видавшем". Отвечая на вопрос о помощнике гения в его слабостях и немощах, скажу, что этим помощником и стал Энкиду, в трудную минуту вселяющий уверенность, всегда верный слову, встающий на защиту и поддерживающий любые начинания друга своего, Гильгамеша. Однако главной помощью оказалась его собственная смерть. Горе утраты верного друга стало точкой действительного начала героического пути Гильгамеша и самым главным даром, полученным от Энкиду. 

Всепоглощающая печаль и боль утраты привела Гильгамеша и к страху собственной смерти, который родил в нем идею добыть бессмертие. И здесь начинается проявление гениальности Гильгамеша. Он забывает о недостроенной стене вокруг Урука, о сладострастии и прочих радостях жизни, ему больше не приходит в голову стандартное для царей желание завоевать соседские земли и укрепить социальную власть, - нет! Горе гонит его в мир мертвых, на поиски старца, владеющего секретом вечной жизни.

Он проходит все ужасы ада. Он продолжает делать глупости, свойственные человеку. Эмоции, которые он не привык контролировать, невоздержанные гнев и ярость, осложняют его задачу сверх меры. Потеряв себя и забыв осторожность, он рвется в самые опаснейшие места, ибо он хочет жить. Он готов на любые риски ради решения задачи глобального сохранения жизни. Он проходит сквозь Страну Невозврата, куда его впускают, хотя это запрещено. Но сила его желания жить настолько мощна и убедительна, что заставляет стражника впустить его даже в мир смерти. И наконец, Гильгамеш достигает берега чудесного острова, на котором живет вечный старец. Он добивается аудиенции. Старец рассказывает Гильгамешу историю о всемирном потопе и заставляет его пройти смертельные испытания, с которыми он, конечно же, не справляется, но слабостью своею располагает к себе супругу старца, которая встает на его защиту, и, - о чудо! - герой получает священный дар - Цветок (вечной) Жизни! (здесь, как будто бы, пора воскликнуть "браво!!!", - но нет...) Он не был бы Гильгамешем, если бы не умудрился этот священный дар потерять.

По объективным меркам, весь его путь, - примитивная социальная суета амбиций при мирской жизни и череда неудач, потерь, страданий и разочарований в безумной сверхзадаче обретения бессмертия. Весь его путь - это путь неудачника, лузера, бесславно проигрывающего во всех своих начинаниях. 

Однако.

Гильгамеш Вернувшись домой, Гильгамеш пишет поэму об этом пути.

Поэмы тогда писались на глиняных табличках. Двенадцать шестиколонных глиняных табличек, исписанных мелкой клинописью с тремя тысячами стихов, составляющем эпос о путешествии, Гильгамеш торжественно закладывает в основание грандиозной стены, которую-таки возводит!

Стена, построенная вокруг Урука, была действительно фантастическим защитным сооружением. Она имела 9 метров высоты и охватывала город непрерывно по периметру в 11 километров!

Современники не могли не оценить это деяние. И передали потомкам память только о царе Гильгамеше, который возвел это поразительное строение! Так царь Гильгамеш обрел долгую жизнь в памяти потомков. А потом шумерский народ рассеялся по свету, истаял, потомки утонули в волнах времени, их будто смыло символическим потопом истории, вечно спешащей в своем созидании царств, обществ, цивилизаций...

***

В середине ХХ века археологи обнаружили остатки стены Урука. Они стоят до сих пор, поражая воображение нас, ультрасовременных детей прогресса науки и техники. А еще чуть раньше - случайно! - были найдены клинописные таблички с аккадским списком поэмы "О все видавшем", а потом их аналоги, запечатленные на других языках, хуритском, хеттском...

Это парадоксально, но история о несостоявшемся обретении бессмертия оказалась бессмертной!

Наверное, рано или поздно, со временем великая стена Гильгамеша все же будет разрушена. Или будет занесена песками. Или разбомблена экстремистами. Или истлеет под ветрами и солнцем. Да, на земле и камни не вечны.

Но люди, пока человечество существует как вид, вечно будут рассказывать детям сказки о героях-бывших-дураках и благоговеть перед мифом о великом потопе. И в человеческом сознании навечно останется отпечаток этой истории о человеке, не достигшем своей сумасшедшей мечты, но так страстно к ней стремившемся и так щедро ею поделившемся, и так трогательно признавшемся в своих неудачах и ошибках, и так поэтично воспринимавшем путь своего становления и взросления, что именно этот отпечаток в коллективном сознании человечества и можно назвать главным подвигом Гильгамеша.

Гильгамеш был царем Урука 4900 лет назад. Да кто же помнит о древних царях, кроме историков, филологов и мифологов, - да и кому это важно?.. Но  Гильгамеш так прожил свою жизнь, что оставил не царскую, а героическую печать в сознании человечества, - знание, что важен путь, стремление, мечта, в которую ты готов безрассудно вложить все силы своей души, выстроив вокруг нее свою собственную, уникальную и неповторимую, жизнь. Это не умно, не дальновидно, затратно, безрассудно, - да.  Это выше обывательских мерок и взглядов на жизнь. Это - гениально.

Автор: Надежда Прокофьева



я решила написать о гениальном человеке, который по характеру своей жизни и своих мотивов никак не дотягивает до сверхчеловеческой планки, однако в итоге совершил сверхчеловеческое гениальное деяние.
Этот человек одновременно злит меня и умиляет, разочаровывает и вдохновляет. Это, несомненно, герой. Хотя, если бы я была членом какого-нибудь жюри, то мне пришлось бы прорываться сквозь свои сомнения относительно способа совершения его подвига. Хотя он и считается самым первым героем человечества, мне самой пришлось долго осмыслять его историю, прежде чем внутренне я признала его героизм. Видимо, от того, что во мне самой есть надежды на то, что ему, по человеческим меркам, можно было бы быть лучше - по-умнее, по-мудрее, по-грандиознее, по-гуманнее. Но Гильгамеш, действуя   зачастую примитивно, грубо и опрометчиво, и подтверждая тем самым свой статус обычнейшего человека (как женщина, глядя на него, я внутренне восклицаю: "Сосунок!", как человек с университетским образованием: "Невероятно примитивен", как ровесница: "Инфантильный придурок!"), тем не менее умудрился совершить высочайший и трогательнейший Подвиг. И я ставлю ему зачет. И восхищаюсь. И радуюсь - за него и за всех нас. И за себя ))
Так вот. Гильгамеш был царем шумерского города Урук, который располагался в Междуречье. Дело было около пяти тысяч лет назад. И у него была гигантоманийная идея-фикс - оградить свой город великой стеной. На эту стройку века он бросил силы всего мужского населения города, беспощадно эксплуатируя свой народ. Кроме того, Гильгамешу нравилось пользоваться своей безраздельной властью и в отношении женщин города, которых он брал силой для своих сексуальных утех, невзирая на их семейный статус и наличие ответного желания. 
Такой стиль управления вызвал недовольство в народе, и люди обратились к богам, чтобы те умерили бы бесчинствующий пыл правителя. Боги откликнулись на просьбу и создали Энкиду, - двойника Гильгамеша, равного ему по силе. Замысел состоял в том, что встретившись с Энкиду, Гильгамеш вступит с ним в схватку и в условиях равенства сил этот бой будет продолжаться вечно, и это отвлечет внимание амбициозного царя от других его задумок.
Так и вышло. 
Энкиду оказался абсолютным чудовищем - диким, необученным социальным манерам, страстным, сексуально-неутомимым и привыкшим получать от жизни все, что ему заблагорассудится. Да, он был очень похож на Гильгамеша, но был его карикатурной копией, дикарем в прямом смысле этого слова. Поначалу. А потом все развернулось так, как и было задумано богами. 
Они встретились. Они вступили в бой. И ни один не мог победить другого. Однако, в противовес планам богов и народа Урука, бой этот был недолог. Признав равенство сил соперника, эти два героя перестали драться, остановились, посмотрели друг друга и - обнялись! Они стали неразлучными друзьями и даже названными братьями!
Я не буду описывать их "подвигов", - они наивны и сомнительны, - а также и всех перепетий этой истории, о них можно прочитать в аккадском эпосе "О все видавшем". Отвечая на вопрос о помощнике гения в его слабостях и немощах, скажу, что этим помощником и стал Энкиду, в трудную минуту вселявшим уверенность, всегда верный слову, встающим на защиту и поддерживающим любые начинания друга своего, Гильгамеша. Однако главной помощью оказалась его собственная смерть. Горе утраты верного друга стало точкой действительного начала героического пути Гильгамеша, и самым главным даром, полученным от Энкиду. 
Всепоглощающая печаль и боль утраты привела Гильгамеша и к страху собственной смерти, который родил в нем идею добыть бессмертие. И здесь начинается проявление гениальности Гильгамеша. Он забывает о недостроенной стене вокруг Урука, о сладострастии и прочих радостях жизни, ему больше не приходит в голову стандартное для царей желание завоевать соседские земли и укрепить социальную власть, - нет! Горе гонит его в мир мертвых, на поиски старца Утнапишти, владеющим секретом вечной жизни. Он проходит все ужасы ада. Он продолжает делать глупости, свойственные человеку. Эмоции, которые он не привык контролировать, невоздержанные гнев и ярость, осложняют его задачу сверх меры. Потеряв себя и забыв осторожность, он рвется в самые опаснейшие места, ибо он хочет жить. Он готов на любые риски ради глобального сохранения жизни. Он проходит сквозь Страну Невозврата, куда его впускают, хотя это запрещено. Но сила его желания жить настолько мощна и убедительна, что заставляет стражника впустить его даже в мир смерти. И наконец, Гильгамеш достигает чудесного острова, на котором живет вечный старец. Он добивается уедиенции. Старец рассказывает ему историю о всемирном потопе и заставляет Гильгамеша пройти смертельные испытания, с которыми он, конечно же, не справляется, но слабостью своею располагает к себе супругу старца, которая встает на его защиту, и, - о чудо! - Гильгамеш получает священный дар - Цветок (вечной) Жизни! 
...Он не был бы Гильгамешем, если бы не умудрился этот священный дар потерять.
По объективным меркам, весь его путь, - примитивная социальная суета амбиций при мирской жизни и череда неудач, потерь, страданий и разочарований в безумной сверхзадаче обретения бессмертия, - весь его путь - это путь неудачника, лузера, бесславно проигрывающего во всех своих начинаниях. 
Однако. 
Вернувшись домой, Гильгамеш пишет поэму об этом пути. Поэмы тогда писались на глиняных табличках. Двенадцать шестиколонных глиняных табличек, исписанных мелкой клинописью с тремя тысячами стихов, составляющем эпос о путешествии, Гильгамеш торжественно закладывает в основание грандиозной стены, которую-таки возводит!
Стена, построенная вокруг Урука, была действительно фантастическим защитным сооружением. Она имела 9 метров высоты и охватывала город непрерывно по периметру в 11 километров! 
Современники не могли не оценить это деяние. И передали потомкам память о гениальном царе Гильгамеше, который возвел это поразительное строение! Так царь и герой Гильгамеш обрел долгую жизнь в памяти потомков. 
А потом шумерский народ рассеялся по свету, истаял, потомки утонули в волнах времени, их будто смыло символическим потопом истории, вечно спешащей в своем созидании царств, обществ, цивилизаций...
***
В середине ХХ века археологи обнаружили останки стены Урука. Они стоят до сих пор, поражая воображение нас, ультрасовременных детей прогресса науки и техники. А еще чуть раньше - случайно! - были найдены клинописные таблички с аккадским списком поэмы "О все видавшем", а потом их аналоги, запечатленные на других языках, хуритском, хеттском... 
Это парадоксально, но история о несостоявшемся обретении бессмертия оказалась бессмертной! 
Наверное, рано или поздно, со временем великая стена Гильгамеша все же будет разрушена. Или будет занесена песками. Или разбомблена экстремистами. Или истлеет под ветрами и солнцем. Да, на земле и камни не вечны.
Но люди, пока человечество существует как вид, вечно будут рассказывать детям сказки о героях-бывших-дураках и благоговеть перед мифом о великом потопе. И в человеческом сознании навечно останется отпечаток этой истории о человеке, не достигшем своей сумасшедшей мечты, но так страстно к ней стремящемся и так щедро ею поделившемся, и так трогательно признавшемся в своих неудачах и ошибках, и так поэтично воспринимавшем путь своего становления и взросления, что этот отпечаток в коллективном сознании человечества и есть главный подвиг Гильгамеша. 
Гильгамеш был царем Урука 4900 лет назад. Да кто же об этом помнит, кроме историков, филологов и мифологов, - да и кому это важно, знать о каком-то царе?..
Гильгамеш так прожил свою жизнь, что оставил печать в сознании человечества, знание, что важен путь, стремление, мечта, в которую ты готов безрассудно вложить все силы своей души. Это неумно, недальновидно и затратно,  да. 
Это гениально.

Харизма в архетипах - открыт набор в новую группу!

ПСИХОТЕРАПИЯ


Расписание работы КМ

Обучение психологическому консультированию 

Харизма в архетипах

Харизма в архетипах

Тренинг тренеров: видеопрезентация


Тренинг тренеров Тренинг бизнес-тренеров       Обучение психологов Обучение психологов         Харизма в архетипах Харизма в архетипах        Кинотерапия Кинотерапия       Корпоративные тренинги Корпоративные тренинги

Яндекс цитирования